В ближайшие 10 лет система образования в России может перейти на дистанционное обучение, для этого необходимо соответствующее нормативно-правовое регулирование
рассказал заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) Павел Гудков на полях форума "Открытые инновации".
"Вместе с цифровой экономикой в нашу жизнь войдет дистанционное обучение", - считает Гудков.
Три главные проблемы
По словам Гудкова, существует три препятствия для массового внедрения дистанционного обучения. Первая проблема — отсутствие соответствующего регулирования. "Несмотря на то, что такой подход на первом этапе вполне вписывается в существующую классно-урочную систему, созданную еще в 17 веке чешским педагогом Яном Амосом Коменским, его тормозит сейчас не техническая, а регуляторная проблема. Актуализировать систему, к которой все привыкли за столетия, сложно и рискованно. Технически преград нет: всевозможные пилотные программы и внедрения уже многократно проводились, контент наработан. В будущем же дистанционное обучение для многих, прежде всего студентов и далее старшеклассников, может заменить классно-урочную систему. При отсутствии регуляторных торможений за 5-10 лет дистанционное обучение можно будет внедрить массово", — рассказал он.
Еще одной проблемой он считает "скепсис учителей". "Часто за этим стоит страх перед новым, боязнь, что их (учителей — ред.) профессиональный уровень не соответствует цифровому веку. Действительно, многие педагоги недостаточно глубоко знают свою дисциплину и, особенно, последние достижения в ней, не готовы мотивировать учащихся и разжечь в них интерес к предмету", — считает Гудков.
Тормозит внедрение дистанционного обучения также мотивация учеников и студентов, отмечает эксперт. "Родители подсказывают – учиться в школе и институте надо, чтобы потом заработать себе на жизнь. Но в мире все больше историй успеха, рассказывающих о том, что, не имея законченного высшего образования можно стать миллионером, или о том, что образование не дает реальных знаний и навыков, применимых в трудовой деятельности. И отчасти это так. Дети теряют мотивацию к обучению в существующей классно-урочной системе", — рассказал он.
Новый вид учителя
По прогнозу эксперта, дистанционное обучение создаст три новых типа учителей. Первый тип – авторы, второй — тьюторы, третий – кураторы. "Авторы отвечают за содержательное, сутевое наполнение курса. Здесь есть некоторая аналогия с авторами учебников, но не совсем. Учебники писались для школы долго и надолго, как правило, на десятилетия. Цифровой учебный материал может меняться очень быстро в зависимости от эффективности его использования. Тьюторы будут работать с детьми вживую, но, как правило, дистанционно, индивидуально или коллективно через открытые лекции. Кураторы, в свою очередь, будут отвечать за организацию образовательного процесса, контролировать прохождение курса и смотреть за порядком. Очевидно, что разные типы влекут за собой разные квалификационные требования. Если создатель контента должен быть глубоко погружен в предмет, следить за современными достижениями науки и технологий, то куратору достаточно ориентироваться в представленном материале", — отметил он.
Внедрение нового дистанционного обучения проще всего будет сделать в университетской среде, полагает Гудков. "Уже сейчас доступны дистанционные курсы от лучших университетов мира, включая российские вузы. Эта информация открыта, часто бесплатна и пользуется большой популярностью среди студентов", — отметил он.
Получить консультацию по дистанционному образованию в России для казахстанцев и кыргызстанцев.
Источники РИА Новости